История предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Предметно-цикловая комиссия гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ПЦКГиСЭД) была сформирована одновременно с созданием учебного заведения в 1947 году. Важным этапом в развитии комиссии стало преобразование в 1992 году училища культуры в Новосибирский областной колледж культуры и искусств.
Время меняло социально-экономические, политические устои общества, и эти изменения отражались на учебных планах, на названиях и содержании учебных дисциплин, и хотя многие предметы сохранились - история, философия, история искусств, литература, но ушли такие учебные дисциплины как: история КПСС, история СССР, начальная военная подготовка, основы сельского хозяйства и другие. Значительно расширилось информационное поле каждой дисциплины, добавились новые предметы: риторика, эстетика, история религий, история цивилизаций, этика, этикет.
Историю предметно-цикловой комиссии нельзя представить без имен интересных, активных и творческих педагогов, которые пробуждали у студентов интерес к знаниям, формировали активную жизненную позицию. Среди них Вязанкин Н.П., директор Новосибирского культурно-просветительского училища с 1969 - 1991 г. и преподаватель истории, Федько Людмила Васильевна, преподаватель литературы, Гущина Нина Ермиловна, преподаватель истории, Сидоров Владимир Алексеевич, преподаватель военного дела, Громова Нина Георгиевна, преподаватель истории и обществознания, Клушин Сергей Александрович, участник ВОВ, преподаватель истории в послевоенные годы.
В 1998-2000 г.г. преподавал историю искусств Рудков Владимир Иванович. После его смерти личные собрания по искусству составили значительную часть фонда библиотеки.
В 1997-2002 г.г. преподавал литературу известный в Сибири критик, член союза писателей России Яранцев Владимир Николаевич, являющийся в настоящее время членом редколлегии журнала "Сибирские огни".
В истории комиссии останутся проникновенные строки преподавателя Никитина Федора Никифоровича, посвященные своим коллегам:
К друзьям
Дорогие подруги мои!
Вспоминаю я каждый вас час!
Как безрадостно тянутся дни,
Потому что, не вижу я вас!
Посылаю я это послание,
Вместе с ним и частицу души!
Как ценю мои с вами свидания!
Как приятны они, хороши!
Для меня это счастье-свидание!
С вами, милые сестры мои!
А разлука мне с вами-страдание!
И безрадостно тянутся дни!
Растревожилось сердце мужское!
Где причина тревоги лежит?
Если сердце имеешь большое,
Без друзей невозможно прожить!
Ваш Ф.Никитин
Большое значение имел проведенный в 1995 году семинар преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных заведений Сибири и Дальнего Востока, на котором была определена политика образования в системе образовательных учреждений культуры и искусств. Было предоставлено право учебным заведениям самостоятельно формировать пакет дисциплин гуманитарного цикла в рамках стандарта образования. Это позволило более творчески решать задачи обучения и воспитания студентов.
Комиссия общеобразовательных дисциплин прошла большой путь развития. Новый этап ее деятельности начинается с преобразования училища культуры в колледж культуры и искусств. Это поставило перед ПЦК новые задачи по совершенствованию урочной и внеурочной деятельности. Эти задачи стали успешно решаться заведующими ПЦКГиСЭД:
- преподавателем истории мировой культуры Екатериной Моисеевной Илюшиной;
- преподавателем истории Юлией Викторовной Тимофеевой;
- преподавателем психологии и педагогики Татьяной Александровной Тихомировой;
- преподавателем русского языка и литературы Ириной Игоревной Некрасовой.
Лучшие традиции преподавания продолжены и в настоящее время. Все преподаватели ПЦКГиСЭД имеют высшее образование, первую и высшую квалификационные категории. Педагоги комиссии постоянно повышают свой профессиональный уровень, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в научно-практических конференциях колледжа, города, региона. Преподаватели широко используют в своей работе современные педагогические технологии, основанные на идеях гуманистической педагогики и психологии, среди которых можно выделить личностно-ориентированное обучение, педагогику сотрудничества, развивающее обучение, проблемное обучение. В последние годы педагоги комиссии активно вводят в свою практику использование компьютерных технологий: презентации, компьютерное тестирование, видеозапись и просмотры открытых уроков и т.п.
Предметно-цикловая комиссия гуманитарных и социально-экономических дисциплин играет немалую роль в подготовке интеллектуально развитых, компетентных специалистов, способных к активной творческой деятельности. Предметы цикла: история и обществознание, русский язык и литература, психология и педагогика, психология общения, философия и культура речи, иностранный язык - уникальны по своему влиянию на формирование системы мышления студентов, формирование таких важных для жизни в современном обществе качеств, как широта мировоззрения, толерантность, патриотизм, высокая гражданская позиция, креативность.
Одно из приоритетных направлений в работе цикловой комиссии - внеурочная деятельность. Студенты всех отделений принимают участие в разнообразных по форме и содержанию мероприятиях: студенческие научно-практические конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные игры "Что? Где? Когда?", спортивные мероприятия и т.д.