Шигаева Т.Г. - первая заведующая отделением
Трубица Г.А.
Преподаватели библиотечного отделения (80-е гг.)
1970 г. - открытие библиотечного отделения
В 1970 году Новосибирским областным управлением культуры было принято решение об открытии библиотечного отделения при областном культурно-просветительном училище. Это стало значительным событием в культурной жизни г. Новосибирска и области.
Перед отделением ставилась задача подготовки специалистов среднего звена, прежде всего, для районных и сельских библиотек области. Потребность в этих кадрах была столь велика, что уже первый набор составил более 120 человек (2 группы - стационар и 2 группы - заочное отделение). Практически все учащиеся первого набора были из сельской местности, из разных районов области. Особенно активно были представлены Кочковский, Карасукский, Усть-Тарский районы. В течение нескольких последующих лет набор был увеличен до 180 человек, а конкурс в отдельные годы доходил до семи человек на место.
Первый учебный год был очень сложным: не было специализированного фонда литературы, должной материально-технической базы. На отделение пришли работать два преподавателя библиотечных дисциплин - Тамара Григорьевна Шигаева и Галина Александровна Трубица. Т.Г.Шигаева окончила Московский библиотечный институт, по распределению приехала работать в Новосибирскую областную библиотеку, работала заведующей справочно-библиографическим отделом. В кульгпросветучилище была оформлена переводом на должность преподавателя библиографии и председателя предметной комиссии (позже стала заведующей библиотечным отделением). Галина Александровна Трубица окончила тот же институт, работала в областной библиотеке, имела большой опыт работы с читателями на абонементе, в отделе МБА, библиографическом отделе. Она стала вести "Библиотековедение" и "ОБФиК" (организация библиотечных фондов и каталогов), заведовала кабинетом.
Работу начали практически с нуля, пришлось решать много организационных и методических задач. Не было учебников по специальным предметам, поэтому разрабатывали курсы лекций, задания для практических работ, наглядные пособия, контрольные задания и консультации для заочного отделения. Одновременно комплектовали фонд кабинета учебно-методической литературой, справочными изданиями, периодикой по специальности. Наряду с теорией, важным звеном в профессиональной подготовке учащихся стала еженедельная учебная практика в массовых библиотеках города.
Большую помощь и содействие во всех вопросах организации библиотечного отделения оказывал директор училища Николай Петрович Вязанкин.
В конце первого учебного года основным экзаменом стала производственная практика, которая проходила в течение месяца в двенадцати районных библиотеках области. Руководили практикой те же два преподавателя - Г.А.Трубица и Т.Г.Шигаева. Они побывали во всех районах, чтобы помочь учащимся адаптироваться в новых условиях, организовать их работу. Вспоминает Т.Г.Шигаева: "В Доволенский район приехала бригада практикантов из 5 человек. Обстановка в библиотеке была не очень благоприятная, низкие показатели в работе, сложные отношения в коллективе. Первая растерянность сменилась желанием переломить ситуацию, привлечь читателей в библиотеку. Выступление на районном семинаре комсомольского актива, выставка-просмотр литературы в фойе Дома культуры, выставки и обзоры литературы на предприятиях, Пушкинский вечер при свечах... К концу практики учащихся прекрасно знали в районе, они привезли благодарность от библиотеки и Почетную грамоту отдела культуры". Так постепенно закладывались принципы, а позже и традиции библиотечного отделения - ставка на самостоятельность, сотворчество, индивидуальный подход. На итоговом педсовете 1970-71 учебного года результаты работы отделения были оценены высоко.
В 1971-72 учебном году пришли работать преподаватели: Галчна Михайловна Игошина, преподаватель библиографии (ранее работала преподавателем библиографии в Горьковском культпросветучилище), Людмила Васильевна Румянцева, преподаватель "ОБФиК" (практический опыт работы в ГПНТБ СО АН СССР), Анна Герасимовна Ханинсон, преподаватель библиотековедения (работала заведующей отделом комплектования областной научной библиотеки). В 1972-73 учебном году на отделении начала работать Галина Степановна Салова, преподаватель "Основ информатики" и "ОБФиК" (работала в ГПНТБ СО АН СССР). С 1974 года лаборантом кабинета, а позже преподавателем предмета "Технические средства" начинает работать Наталья Григорьевна Сазонова, выпускница библиотечного отделения колледжа. С 1979 года в училище начала работать заведующей библиотекой и преподавателем "Библиотековедения" Раиса Федоровна Пыхалова (работала заместителем директора областной юношеской библиотеки).
Коллектив преподавателей библиотечных дисциплин - это была единая команда, творческая, ответственная, профессиональная. У всех был опыт практической работы, было большое желание работать, но не хватало знаний по педагогике и психологии, по методике преподавательской работы. Поэтому они и учили, и сами учились. Ежегодно каждый преподаватель составлял индивидуальный план повышения квалификации, где предусматривались все формы этой деятельности: обучение на курсах при ведущих вузах страны, стажировки в библиотеках, разработки учебно-методических пособий, самостоятельное изучение педагогической литературы. Из воспоминаний Г.С. Садовой: "Новая работа для меня была сопряжена с некоторыми трудностями. Пришлось разбираться в учебных планах и программах, разрабатывать курсы лекций по предметам. У меня их было два, и если курс "ОБФиК" во многом связан с практической деятельностью, его содержание мне было понятно, то "Основы информатики" представлял определенную сложность (такие понятия как релевантность, информационно-поисковые системы, тезаурус, дескриптор только входили в практику). В первые месяцы работы я прошла стажировку в отделе обработки областной научной библиотеки и в ЦНТБ, а через полгода поехала на курсы повышения квалификации для преподавателей информатики в Ленинград, в родной институт. Читал нам курс информатики профессор А.В.Соколов, и возвратилась я с новым пониманием предмета, чувствовала себя более уверенной". На заседаниях предметно-методической комиссии библиотечных дисциплин постоянно обсуждались теоретические и практические вопросы методики преподавания, проводились обзоры новых периодических изданий. В результате уже через несколько лет преподаватели отделения вели занятия в "Школе молодого педагога" в училище, выступали с докладами на педсоветах, внедряли активные формы обучения (деловые игры, проблемные задания, тестирование и др.).
Одними из первых среди средних профессиональных учебных заведений педагоги библиотечного отделения НКПУ стали внедрять лекционно-семинарский метод обучения. Были разработаны теоретические вопросы технологии и практические задания по всем специальным дисциплинам. С докладом по этой теме Т. Г. Шигаева выступала на областных педагогических чтениях.
По инициативе преподавателя библиотековедения Г.А.Трубицы на отделении стали проводить так называемые "общественные зачеты", которые впоследствии стали традиционными. Суть их в том, что каждая подгруппа (4-5 человек) на учебной базе практики самостоятельно готовила и защищала крупное массовое мероприятие по пропаганде книги. Обучение строилось в тесной связи с практикой работы библиотек. Этому способствовали и привлечение к проведению занятий библиотечных работников, и выполнение практических работ по заданию областных библиотек, и издание сборников сценариев для библиотек области. На учебной и выездной производственной практике учащиеся не только отрабатывали профессиональные навыки, но и оказывали реальную помощь, вносили новую струю в библиотечную работу (проводили массовые мероприятия новых форм, Дни информации, Дни специалиста, разрабатывали библиографические и методические пособия и пр.). Преподаватели - руководители практики также старались оказывать методическую и практическую помощь библиотекам, выступали на районных семинарах.
Все преподаватели специальных дисциплин работали классными руководителями. Большинство учащихся были из сельской местности, впервые уехали из дома, жили в общежитии. Классные руководители помогали им адаптироваться в новых условиях, устроить быт, организовать досуг. Жизнь была очень насыщенной: коллективное посещение театров, концертов, выставок, музеев, проведение конкурсов и КВН, работа клуба "Встреча" и Литературной гостиной. Многие годы группы библиотечного отделения по показателям успеваемости и общественной активности занимали первые места не только в своем училище, но и в районных конкурсах учебных заведений. Успеху способствовала та атмосфера, которая сложилась и стала традиционной на библиотечном отделении: демократизм в отношениях, который сочетался с требовательностью; глубокое уважение к личности учащихся и друг к другу; коллективное творчество, ответственность и взаимовыручка. Вспоминает Г.С. Салова "Мне повезло с коллективом, все мы были практически ровесниками. Исключением являлась Анна Герасимовна Ханинсон, она была старше нас, но молода душой, и любили ее за исключительную интеллигентность, доброжелательность, тактичность. Возглавляла отделение Т. Г. Шигаева, умный, демократичный руководитель. Г.А.Трубица отличалась мудростью, уравновешенностью, Г.М.Игошина всегда полна идей, Р.Ф.Пыхалова - энергичная, прямолинейная, Н.Г.Сазонова - самый молодой педагог, готовая всегда всем помочь. Работать в таком коллективе было интересно, все проблемы легко решались". Равнодушных на отделении не было (это отмечают и коллеги-преподаватели других отделений, и выпускники). Не считаясь с личным временем, старались дать качественную профессиональную подголовку каждому учащемуся. Все выезжали на производственную практику, даже в самые отдаленные районы области - зачастую зимой, в мороз и пургу. Учащихся старались отправлять на практику в свои районы. Вместе с ними, с работающими в районе выпускниками отделения, преподаватели вели активную профориентационную работу.
Коллектив преподавателей библиотечного отделения пополнялся новыми кадрами. Елена Павловна Ерастова, выпускница библиотечного отделения, начала работать в училище в 1984 году. У нее было высшее специальное образование, практический опыт работы в библиотеке.
К двадцатилетнему юбилею отделения (1990 год) было подготовлено более двух тысяч специалистов среднего звена. О высоком качестве профессиональной подготовки выпускников библиотечного отделения говорят и отзывы работников библиотек, и благодарственные письма институтов культуры. Большинство выпускников прошлых лет работают в библиотеках, многие окончили институты, достигли профессиональных высот.
В 1990-е годы в жизни училища происходят серьезные изменения. Директором училища стал А.В.Иванов. В 1992 году училище было преобразовано в Новосибирский областной колледж культуры и искусства (НОККиИ), учебное заведение повышенного образовательного уровня. Были разработаны экспериментальные учебные планы на всех отделениях. Учебный план библиотечного отделения предусматривал трехлетнее обучение, был одобрен Министерством культуры РФ. С концепцией этого учебного плана Т.Г.Шигаева выступала на зональной научно-практической конференции в Кемеровском институте культуры. Первый выпуск "колледжанок" был исключительно сильным, всей группой они поступили в Кемеровский институт культуры. К сожалению, многие из них в библиотеках не работают, добились успеха в журналистике, в рекламном бизнесе.
Изменился преподавательский состав. На место ушедших пришли молодые специалисты, все - выпускники библиотечного отделения - Антонина Александровна Габасова, Елена Константиновна Мельникова, Наталья Петровна Стригунова, Анна Владимировна Федоренкова, Лазарева Елена Леонидовна, Ляшенко Елена Васильевна, Макарова Кристина Алексеевна, Суворова Наталья Владимировна. Внедрение в библиотечную практику новых информационных технологий, компьютеризация различных процессов библиотечной работы потребовали и нового оснащения, и новых подходов к подготовке профессиональных кадров. В настоящее время библиотечное отделение НОККиИ получило название "Библиотечно-информационное отделение". Аудитории оснащены новейшими компьютерами, студенты получают серьезную подготовку в области современных информационных технологий.