Мельников М.Н.
Леонова Н.В.
Асанов В.В.
Первый выпуск ФЭО
1994 г. - открытие фольклорно-этнографического отделения
Открытие фольклорно-этнографического отделения в 1994 г. стало результатом осмысления современной культурной ситуации. Это связано, прежде всего, с утратой музыкального, национально-ориентированного воспитания в семье, с забвением в нашей стране основ аутентичной народной культуры. Была осознана необходимость возрождения народных традиций: музыкального, семейного, духовно-нравственного, психолого-педагогического и физического воспитания. В связи с этим основной целью работы отделения стала подготовка специалистов в области народной художественной культуры, руководителей фольклорно-этнографических коллективов, преподавателей.
В основу концепции работы отделения был положен принцип практического освоения традиционной культуры в сочетании с глубокой теоретической подготовкой учащихся, который остаётся неизменным, несмотря на смену структуры учебного процесса и документации, продиктованную обновлением образовательных стандартов.
У истоков отделения стояли:
  • профессор НГПУ, член Петровской академии наук и Союза писателей России, сибирский фольклорист М.Н.Мельников;
  • кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки Н.В.Леонова;
  • член Союза композиторов России, вице-президент Российского фольклорного союза В.В.Асанов.
Рассматривая историю развития отделения, можно выделить три этапа.
1 этап (1994-1997 гг.) связан с созданием "Научно-исследовательского и учебного центра традиционной культуры" (НИиУЦТК) и первым набором учащихся будущего фольклорно-этнографического отделения (ФЭО).
Ведущие специалисты в области традиционной культуры Новосибирска, такие как В.В.Асанов, Н.В.Леонова, Е.Ф.Фурсова, В.С.Кузнецова, Т.Е.Потехина, Н.С.Индан (Кутафина), работали над созданием учебных планов и программ для первого набора студентов.
В 1995 году отделение уже имело две секции. Собственно фольклорная секция с музыкальной специализацией готовила руководителей фольклорных ансамблей аутентичной ориентации, преподавателей музыкально-фольклорных дисциплин центров традиционной культуры, школ искусств, эстетических центров. Декоративно-прикладная секция готовила руководителей (преподавателей) детских художественных студий и кружков народных ремесел.
Учебные планы обеих секций включали общеобразовательный, профилирующий и специальный циклы дисциплин.
Специальный цикл состоял из теоретических дисциплин лекционного типа, которые изучались фольклористами и прикладниками параллельно в одинаковом объёме.
Практические дисциплины (групповые и индивидуальные) также осваивались студентами обеих секций, но в разном объёме в зависимости от избранной специализации. Профилирующими дисциплинами для фольклористов являлись "Расшифровка народных песен", "Анализ народной песни", "Сольфеджио", "Элементарная теория музыки", "Методика работы с фольклорно-этнографическим коллективом", "Фольклорный певческий голос" и т.д.
Студенты декоративно-прикладной специализации изучали "Виды и жанры изобразительного искусства", "Русское и зарубежное изобразительное искусство", проходили "Школу изобразительного и профессионального мастерства" и практику у народных мастеров.
Сам набор учебных дисциплин, сочетание теоретических и практических курсов определили особый подход к традиционной культуре, понимаемой как целостная система различных элементов.
2 этап (1997-2006 гг.)
В 1997-1998 учебном году от Фольклорно-этнографического отделения откололась декоративно-прикладная специализация и сформировалась новая учебная структура - Декоративно-прикладное отделение НОККиИ. В связи с этим учебные планы претерпели существенные изменения. Так, у фольклористов значительно сократились часы, связанные с прикладным циклом, а у прикладников были изъяты предметы фольклористической направленности ("Основы этнографии", "Фольклорный ансамбль", "Русский фольклор" и т.д.). Впоследствии прикладников стали обучать по другой специальности - 0515 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы".
Дальнейшее развитие ФЭО было невозможно представить без научной и практической деятельности, которая связана с широкомасштабными экспедициями преподавателей и студентов по районам Новосибирской области, Сибирскому региону и Уралу. Записанные народные песни, танцы, обряды составляют учебный и исполнительский репертуар певческих коллективов фольклорно-этнографического отделения. Для сохранения и изучения экспедиционного материала был создан Архив традиционной музыки. В настоящее время в нём хранится свыше двух тысяч фольклорно-этнографических образцов, в основном записанных в 29 районах и 80 населенных пунктах нашей области.
Собранный материал обрабатывается, систематизируется и выносится на рассмотрение специалистов и любителей фольклора в виде различных издательских проектов. В частности, была опубликована серия сборников "Фольклорная карта Новосибирской области", куда вошли материалы, записанные в Мошковском, Кыштовском и Чановском районах Новосибирской области.
Результаты собирательской и аналитической деятельности преподавателей и студентов неоднократно были представлены на различных научно-практических конференциях во многих городах России.
3 этап (2006-2011 гг.) работы отделения связан с внедрением ГОСа второго поколения, предполагающего подготовку выпускников по той же специальности "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество".
Основная сложность работы по данному стандарту заключалась в том, что специализация 0518.03 "Этнохудожественное творчество" была ориентирована на усиленную режиссёрскую подготовку в ущерб музыкально-исполнительской. Так, на "Режиссуру фольклорно-этнографического театра" отводилось 303 ч., а на "Фольклорный ансамбль" - 178 ч. Кроме того, из примерного учебного плана полностью выпали предметы, направленные на формирование базовых знаний и умений музыкантов-фольклористов. Это "Расшифровка и анализ народной песни", "Локальные традиции в фольклоре", "Основы народной хореографии", "Фортепиано", "Музыкальная литература", "Элементарная теория музыки", "Гармония", существенно сократились часы по предмету "Сольфеджио". Решением данной проблемы стало введение факультативов.
На протяжении истории ФЭО делался акцент на комплексный подход в освоении традиционной культуры, представленной в образовательном процессе как взаимосвязь теоретического (научного) и практического (исполнительского) компонентов. Также был разработан и успешно претворен комплексный метод усвоения музыкального фольклора, который опирался на базовые принципы:
  1. образовательный процесс осуществляется с использованием аутентичных фольклорных образцов;
  2. используются характерные свойства фольклора: традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность и функциональность;
  3. погружение обучающихся в традиционную народную культуру посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, прикладного, познавательного и бытийно-практического компонентов, реализуемой посредством междисциплинарных связей и разнообразных форм практического обучения;
  4. в соответствии с особенностями педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.
Ансамбли ФЭО
С начала организации фольклорно-этнографического отделения (ФЭО) в учебных целях был создан ансамбль "Радоница", который стал победителем нескольких фольклорных форумов Российского фольклорного союза (РФС). С 2004 года ансамбль ФЭО переименован в "Сибирочку" - коллектив аутентичной ориентации, бережно сохраняющий фольклорные традиции восточнославянских переселенцев Сибири. Кроме того, участники ансамбля осваивают различные жанры народного театра.
При выборе репертуара руководители ансамбля О.А.Кайманакова и Е.В.Конева опираются на материалы коллекции Архива традиционной музыки, собранного преподавателями и студентами фольклорно-этнографического отделения НОККиИ в основном на территории Новосибирской области.
В 2009 году на ФЭО был создан Фольклорно-этнографический проект "Новоград" (худ. руководители - О.А.Кайманакова, А.Г.Стародубцев), в состав которого вошли преподаватели и студенты Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. Главной особенностью этого проекта является его тяготение скорее к народному театру, чем к стандартному формату фольклорной группы. Театральность проекта продиктована концепцией, представляющей собой фантазию на тему "Город - центр притяжения и взаимопроникновения различных культур".
Образы персонажей проекта - это образы путешественников, странствующих от города к городу, от народа к народу, от культуры к культуре, впитывающих и синтезирующих новые элементы.
Костюмы - это авторские дизайнерские проекты А.Г.Стародубцева и О.А.Кайманаковой на основе традиционной одежды жителей городов Руси и Европы.
Фольклорно-этнографический проект "Новоград" ориентирован на стиль этнофьюжн, предполагающий сочетание многоголосного аутентичного исполнения подлинных песенных образцов, в основном славянских, и разнообразного инструментария. Следует отметить, что используемые в проекте инструменты, такие как гудок, варган, калюки, кельтский бубен бойран, дарбукка, акарина, волынка, свирель и т.д., изготовлены или отреставрированы А.Г.Стародубцевым.
В 2011 году О.А.Кайманакова стала руководителем концертно-просветительского проекта "Мировое древо", основной целью которого является приобщение различных слоев населения к традиционной культуре, а также сохранение, возрождение и пропаганда лучших традиций многонациональной культуры народов Российской Федерации. Проект предназначен для разновозрастной публики, но в большей степени ориентирован на молодежную аудиторию, предполагая перевод этнохудожественной темы на язык подростков и молодежи.