КОНЦЕРТ И ВЕЧЕРКА «ТВОЙФОЛЬК»
Как проводились вечёрки в старину и в наше время?
В старину в Сибири вечёрка (вечерина, вечеринка) служила местом для установления близкого знакомства и выбора невест, поэтому на вечёрки приходили особенно нарядными. Возраст большинства участников - 16-17 лет. Встречалось и деление вечёрок на «младшие» (15-16 лет) и «старшие» (17-20 лет).
На таких собраниях молодёжь обращалась друг к другу по имени-отчеству. Парни приглашали девушек на вечёрку, отпрашивая у родителей с обещанием проводить до дому: «Дядя Иван, позвольте отпустить с нами на вечёрку Марию Ивановну, потом приведём». В течение вечёрки обязательным было участие в играх, завершающихся поцелуем. Девушек, приехавших погостить на праздники из других сёл, принимали охотно, парней же пускали за определённый выкуп.
Бывало, что встречи проходили в доме одного из участников - по разрешению родителей. Но чаще всего для вечёрок на один вечер (до полуночи) или на весь период святок у кого-либо из одиноких пожилых людей парни по очереди откупали избу («связной дом»), рассчитываясь дровами, хлебом, керосином, деньгами.
Вечёрочный репертуар включал исполняемые в определённой последовательности игры, хороводы, посиделочные песни, пляски, бытовые танцы, кадрили. Для сюжетов вечёрочных песен характерно «припевание» молодца к девушке (или наоборот) с непременным игровым поцелуем в завершении.
Играли на вечёрках и в игры. Одни были без песен. Так, например, в «Ремешки», «Номера», «Третий лишний», «Заулки» («Ручеёк»). Другие - сопровождались припевками: «Олень», «Как у деда Трифона», «Заинька», «Дрёма» и ряд других.
В течение вечёрки предполагалась постоянная смена партнёров по играм и танцам. Постоянно приглашать одного и того же (одну и ту же) считалось неприличным, иногда пары специально договаривались между собой о переменах в игре.
После вечёрочных игр и хороводов начинались пляски. Плясали «Барыню», «Камаринскую», «Подгорную», «Цыганочку» под инструментальные наигрыши на балалайке, гармони-«хромке» или однорядке (иногда в сопровождении бубна), устраивая в центре круга перепляс по парам, подбадривая участников плясовыми припевками («пока все не перепляшут»). На гармони играли многие, при этом особенно ценились гармонисты, способные играть без перерыва по полтора-два часа. Для таких музыкантов припасали особое угощение. Среди бытовых танцев самыми популярными на вечёрках были «Полька-бабочка», «Коробочка», «Краковяк» («карковяк»), «Чижик», танцевали и многофигурные «Кадрели».
В наше время традиция проведения вечёрок сохраняется в Новосибирском областном колледже культуры и искусств студентами и преподавателями фольклорно-этнографического отделения. Подобные собрания проводят здесь со дня основания отделения в течение уже 28 лет.
Участниками таких мероприятий являются студенты не только фольклорно-этнографического отделения колледжа культуры и искусств (они устроители и организаторы), но и студенты всех остальных отделений (хореографы, инструменталисты, библиотекари, режиссёры, хоровики, художники). Кроме того, не пропускают возможности прийти в колледж на вечёрки участники молодёжных фольклорных коллективов города Новосибирска и близлежащих к городу населённых пунктов.
Так же, как и в старину, используются вечерошние песни. Практически всегда они заканчиваются поцелуями: «Дрёма», «Со вьюном я хожу», «Я садила капустку», «Садился Дунай», «В хороводе были мы» и другие.
Образцы народной хореографии «Светит месяц», «Полька-бабочка», «Краковяк» танцуются под инструментальные наигрыши, которые исполняют студенты и преподаватели фольклорного отделения на хроматической гармони, балалайках, бубне, гудке.
Конечно, без традиционных народных игр не обходится ни одна вечёрка: «Гори ясно», «Суп варить», «Прянична доска», «Дударь» и другие.
Радость общения, веселье, задор всегда приносили и приносят вечёрки молодёжи. Ждём к нам на вечёрки. Будем вместе играть, плясать, общаться и продолжать такую замечательную традицию.