Составитель: Н.В.Ушакова. - Новосибирск: Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2011. - Вып. 5. - 112 с. - (В помощь преподавателю ДМШ, ДШИ).
Настоящий сборник "Теория музыки" продолжает издание наиболее актуальных публикаций преподавателей Новосибирского областного колледжа культуры и искусств (НОККиИ). Материалы сборника адресованы не только преподавателям ДМШ и ССУЗов культуры и искусств, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной проблематикой.
Особый интерес представляет для преподавателей ДМШ и ДШИ "Конкурсные задания VI областной Олимпиады по музыкальной литературе, посвящённой 170-летию со дня рождения П.И. Чайковского. В 2010 Олимпиада проводилась в НОККиИ в целях повышения интереса учеников ДМШ и ДШИ к предмету - "Музыкальная литература", творчеству отдельных композиторов и музыке в целом.
В статье Н.В.Ушаковой "К проблеме жанра в григорианском хорале" автор опирается на новые труды в области музыкальной медиевистики, предмет исследования которых выходит за рамки "опусной" культуры. Актуальность данной статьи заключается в том, что существует несомненный перепад в знаниях (исторически объяснимый): минимальный по григорианике и максимальный по классико-романтической музыке в отечественном музыкознании на данный момент.
Большим информационным объёмом выделяется статья С. К. Павлючика "Особенности музыкального барокко и его связи с другими искусствами". Автор затрагивает не только мировоззрение эпохи барокко, отмеченной огромным зарядом духовности, которой очень не хватает современному человеку, но и реализацию художественной идеи барокко в различных видах искусства - в поэзии, музыке, архитектуре и живописи.
Методический материал для курса "Анализа музыкальных произведений" представлен в работе Е. Б. Балаш "Мелодия в музыкальном произведении в контексте целостного разбора программных фортепианных миниатюр". Автор рассматривает мелодию в связи с пространственными представлениями, с проявлениями синестезии, а также ассоциациями с пространственными искусствами.
Заключает сборник статья Ю.И.Медведевой "Симфонический оркестр", где автор рассматривает оркестр по ого группам, раскрывая последовательно происхождение каждого инструмента, а также особые выразительные и изобразительные тембральные возможности инструментов.