Составитель: М.М.Андреева. - Новосибирск : Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2009. - 44 с.
Предлагаемое методическое пособие посвящено вопросам практической фольклористики, связанной с собиранием, сохранением и дальнейшим использованием в культурной деятельности фольклорных ценностей. Большой объем и новизна информации, излагаемой в курсе "Расшифровки народной песни", привели к необходимости создания данного методического пособия, способного стать практическим руководством, путеводителем по учебному курсу.
Освещаемый в пособии круг вопросов достаточно широк и выходит за рамки собственно расшифровки народной песни, что обусловлено принципиальной установкой на неразрывную связь всех этапов практической деятельности в процессе подготовки специалистов в области народного художественного творчества и социально-культурной деятельности. Будущему специалисту потребуется не только умение расшифровки песенного материала, но и понадобятся знания и практические навыки, касающиеся методики собирания, записи и обработки фольклорно-этнографических материалов, позволяющие их дальнейшее использование в исполнительской практике.
Следует заметить, что данная дисциплина тесно связана с другими учебными курсами специального цикла, изучаемого на фольклорно-этнографическом отделении Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. Так, полученные сведения могут быть востребованы при изучении лекционно-практических курсов, таких как "Основы этнографии", "Народное поэтическое слово", "Народное музыкальное творчество и обрядовый фольклор". В свою очередь, собранный и расшифрованный материал может быть задействован в исполнительских курсах, таких как "Фольклорный ансамбль", "Постановка голоса", а также использован в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, став основой репертуара певческого коллектива.
В данном пособии подробно рассматриваются все этапы собирания и обработки экспедиционных материалов.
Это, во-первых, выявление носителей фольклора и фиксация на аудио и видеозаписывающую аппаратуру их вокального и прозаического репертуара: песен различных жанров, сказок, быличек и т.д.
Во-вторых, грамотная обработка собранного материала:
- составление паспорта исполнителя;
- составление реестра звукозаписей.
В-третьих, подготовка фольклорно-этнографических материалов для дальнейшего использования в исполнительской или издательской деятельности:
- расшифровка поэтических текстов;
- нотировка (нотная запись) мелодий народных песен;
- графическое оформление нотированных образцов;
- составление песенного сборника.
В Приложении помещены дополнительные материалы. Это вопросники по сбору этнографического и фольклорного материала, образцы записи хореографического компонента и титульного листа песенного сборника, а также требования к составлению отчета о результатах экспедиции.
При подготовке методической работы в качестве иллюстраций были использованы материалы из архива традиционной музыки фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, в котором помещены фольклорно-этнографические материалы, собранные студентами очной и заочной форм обучения в рамках учебной дисциплины "Фольклорно-этнографическая практика".
Источники нотных примеров приведены в заключительном разделе работы.
Предлагаемое методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных образовательных учреждений культуры и искусств по специальностям "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество" и "Хоровое дирижирование", а также преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся музыкальным фольклором.